Последние новости
Главная / Знаменитые путешественники / Афанасий Никитин: Хождение за три моря
Афанасий Никитин

Афанасий Никитин: Хождение за три моря

Книга «Хождение за три моря», это подробное описание путешествия по Азии, в котором побывал тверской торговец Афанасий Никитин во второй половине 15-го века. Его заметки – большая работа, которая занимает достойное место мировой истории путешествий и приключенческой литературе. Внешне, «Хождение за три моря» напоминает рассказы о паломничестве к Святой Земле, однако поездка Никитина не паломничество, а торговая миссия в далекий Индостан, не рассматривается актом благочестия. Позже, путевые заметки Афанасия Никитина стали путеводителем и основой исследования стран Азии и Ближнего Востока.

Кто был Афанасий Никитин? Что интересно о его поездке в Индию?

Афанасий Никитин — русский купец из Твери, один из первых европейцев-путешественников задокументировавших свои наблюдения в Индии. Он описал свои приключения в книге «Хождение за три моря», настолько познавательно, что документальные записи стали путеводителем по Азии, одновременно привлекая своими рассказами о диковинных традициях Индии, ее мифах и легендах. На родине, ему установлен памятник, его работы служат основой при написании учебников и исторических романов.

Афанасий Никитин: интересные факты о путешествии

  • Он впервые увидел материковый мир Индии в Гуджарате.
  • Затем он продолжил свое путешествие по морю от Камбэя до Чаула, исследовал деревни в Махараштре.
  • Никитин путешествовал по мусульманским царствам. Самым мощным из них был Султанат Бахмани.
  • Афанасий был набожным православным христианином и вынужден был сопротивляться нескольким попыткам обратить его в ислам, во время своего пребывания в Индии.
  • Хотя он принял мусульманское имя Ходжа Юсуфа Хорасани и даже постился с мусульманами в месяц Рамзан.
  • Свои заметки автор писал на тюркском языке, чтобы ни кто не смог прочесть его записи.

О книге Афанасия Никитина Хождение за три моря

Путешествие Афанасия Никитина в Индию в конце 1460-х и начале 1470-х годов не было инициировано по чьей-либо просьбе. Это была частная инициатива торговца. Отправляясь на «Ширванскую землю» (Северный Кавказ) с письмами от своего государя, князя Твери, Никитин надеялся присоединиться к каравану московского купца Василия Папина, но не смог встретиться с ним. В Астрахани караван купцов, с которым был Никитин и другие купцы, был ограблен ногайскими татарами. Афанасий и его спутники обратились за помощью в Дербент к местному правителю и посланнику-москвичу, который прибыл туда ранее, но получил отказ в помощи. «И мы заплакали и рассеялись; те из нас, кто владел чем-то на Руси, уехали на Русь, а те, у кого были долги, шли, куда глаза глядят».

Среди купцов, которые имели долги на Руси путь домой был закрыт страхом банкротства, таким купцом был и Афанасий Никитин. Ему ни чего не оставалось делать, как отправился в странствия искать лучшей доли. Его путь вначале пролегал из Дербента в Баку, а уже оттуда Афанасий отправился в Персию, далее через Хормуз в Индию. Отправляясь в Индию из-за «многих несчастий», Никитин так и не сумел наладить успешную торговлю. Предмет, который он надеялся продать в Индии, – лошадь, перевозившая его с большим трудом. Животное принесло ему больше беды, чем дивидендов: хан отнял у него лошадь, требуя от Никитина принять исламскую веру, и только помощь персидского торговца, с которым он познакомился, помогла путешественнику из Твери вернуть себе собственность и честь православного верующего. Никитин, только спустя шесть лет после начала своего путешествия, вернулся на родные земли, не без великого труда и потери здоровья (Тверской купец умер где-то недалеко от Смоленска, так и не доехав до своего родного города Твери). Афанасий вряд ли мог погасить свои долги. Единственными плодами скитаний Никитина были его заметки, которые в полной мере оценили историки, географы и любители приключенческой литературы.

Сохранившиеся заметки, конца пятнадцатого века, «Хождение за три моря», это неофициальный исторический материал, но от этого он не теряет своей ценности и  полезного наполнения. Его заметки во многом помогли русским ученым, дипломатам и торговцам в изучении Азии и налаживании связей, со странами, в которых побывал русский путешественник.

По своей форме, путешествие Никитина, это путевой дневник, отчет о его приключениях и мучения православного верующего, он пишет: «Четыре пасхальных воскресенья уже прошли в мусульманской земле, но я не оставил христианской веры; и Бог знает, что еще может случиться … В Тебя я верю, Боже, спаси меня, Господи! Я не знаю своего пути. Куда я пойду из Индостана?» Позже Никитин отправился обратно к русским землям, найдет и опишет путь «из Индостана», записи его странствий обрываются с его прибытием в Каффу (Феодосия) в Крыму.

При записи своих впечатлений за границей тверской купец, вероятно, надеялся, что его «Путешествие» в один прекрасный день будет прочитано его соотечественниками на Руси.

Тверской купец не понимал всего, что видел в странствиях. Как и большинство людей, которые оказались за границей, он удивлялся и пугался необычным традициям и странным местным обычаям. Определенное легковерие проявляется в его рассказах о «повелителе обезьян», у которого есть своя армия, которую он использует против своих врагов.

Индия, которую видел Никитин, была далекой страной с особыми пейзажами и своеобразными обычаями, хотя устройство политическое и экономическое было таким же, как и на других землях, с которыми русский путешественник был знаком: «Земля очень густонаселенная; соотечественники очень бедны, но бояре богаты и живут в роскоши». Никитин прекрасно понимал разницу между завоевателями-мусульманами и коренным населением – народом Индостана. Он также заметил, что мусульманский правитель «едет на мужчинах», хотя «у него много слонов и прекрасных лошадей», и «народ Индостана идет пешком … и все голые и босые». Иностранец Никитин, не имеющий прав, не без гордости отмечает, что индейцы, которые знали, что он не мусульманин, тщательно скрывали свою повседневную жизнь от других мусульман, «не скрывали от меня, когда ели, торговали, молились, или делали что-то еще, не скрывали своих жен»

Афанасий страдал от одиночества. Тема тоски по своей стране, пожалуй, является центральной в записях. Ностальгия по родине присутствует в строках Никитина о том, что нет другой земли, кроме России.

Написанные заметки Афанасия Никитина «Хождение за три моря» – одно из самых значительных произведений Древней Руси. Благодаря очеркам путешественника, современники знают, кто такой Афанасий Никитин и могут оценить его личность в истории. Большой труд, книга «Хождение за три моря», через века передает все эмоциональные переживания приключений автора, эта рукопись обладала новыми чертами в древнерусской литературе и не характерными для 15-го века. Афанасий Никитин – сильная и интересная личность, вошедшая во все мировые справочники и историю путешествий.

История путешествий и знаменитые путешественники на Traveldon.ru

Горячие туры в Индию эконом класса

970*90

Онлайн traveldoru

Рекомендуем к чтению

Тур в Италию

Тур в Италию с классическими маршрутами

От интригующей истории до невероятной еды и вина этот классический тур в Италию имеет все необходимое, и был обновлен на 2018-2019 годы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *