Меню

История туризма

История туризмаМировая история туризма, как развлекательные и познавательные путешествия зарождалась в Египте при фараонах. Есть свидетельства путешествий, проистекающих из роскошного образа жизни и поиска развлечений, впечатлений и отдыха.

Привилегированные группы населения культивировали первые путешествия ради удовольствия. В их трудах рассказывается, что они посетили известные памятники и реликвии древнеегипетской культуры, в том числе, например, ступенчатую пирамиду Саккары, Сфинкса и великие пирамиды Гизы — здания, которые были построены тысячу лет назад. У греков были похожие традиции. Геродот (485–424 гг. До н.э.), много путешествовавший писатель, интересовавшийся историей и этнологией, посетивший Египет, Северную Африку, Черное море, Месопотамию и Италию, стал пионером нового типа исследовательской поездки.

Классический Рим также дал толчок к путешествиям и особым формам отдыха. Путешествие в отпуск становилось все более важным в связи с развитием инфраструктуры. Около 300 г. н.э. существовала сеть дорог с 90 000 км основных магистралей и 200 000 км более мелких сельских дорог. Это облегчило не только перевозку солдат и товаров, но и частные поездки. Прежде всего, эта система принесла пользу состоятельным путешественникам. В первом веке после Рождества Христова существовала настоящая туристическая экономика, которая организовывала поездки для отдельных лиц и групп, предоставляла информацию и занималась как размещением, так и питанием. Состоятельные римляне искали отдыха на морских курортах на юге или проводили время на пляжах Египта и Греции. В классическом мире не только были «каникулы для купания», но и была разработана ранняя форма «летнего оздоровительного отдыха» в шикарных термальных ваннах и роскошных местах, которые в жаркие месяцы посещали богатые горожане. То, что возникло в первую очередь из здравоохранения, вскоре превратилось в туры для удовольствия и развлечений, которые также могли включать азартные игры и проституцию. Упадок Римской империи привел к вырождению многих дорог. Путешествие становилось все труднее, опаснее и сложнее.

Мобильность средневекового общества определялась его собственными формами и пониманием путешествий, адаптированными для различных групп, включая торговцев, студентов, солдат, паломников, подмастерьев, нищих и грабителей. Начиная с XII века движение заблудших ученых становилось все более важным. Поездки в известные учебные заведения Франции (Париж , Монпелье ), Англии ( Оксфорд ) и Италии (Болонья) стал одновременно обычаем и составной частью образования. Желание познать мир возникло как индивидуальный, уникальный руководящий принцип. Путешествие превратилось из средства в цель: теперь человек путешествует, чтобы учиться на дороге, и при этом развивает любовь к путешествиям и жизни, которая нередко переходила в распутство и отказ от нравов. Что касается мотивации к путешествию, то здесь можно увидеть важный процесс с долгосрочными последствиями — путешествия и странствия с тех пор рассматривались как средство противостояния самому себе и достижения самореализации.

Путешествия подмастерьев были частью весьма традиционного мира ремесленников, исторические документы о которых существует с середины 14 века. Начиная с XVI века, гильдии прописали общеевропейскую практику путешествий, как обязательный элемент обучения, часто продолжающийся от трех до четырех лет. Он сохранился как учреждение с богатым и строго регламентированным набором кодексов вплоть до 18 века. Фундаментальная идея заключалась в том, что можно развиваться и учиться во время путешествий, познавать мир и совершенствовать свое ремесло, чтобы вырасти через испытания и вернуться как опытный человек. Тот факт, что не все подмастерья были успешными и часто постигали ужасные судьбы, подтверждается сообщениями об «эпидемии подмастерьев», которые циркулировали в 17-18 веках.

Предшественники современного туризма

Ранней формой и предшественником современного туризма был гранд-тур. предпринимались молодыми дворянами между 16 и 18 веками. Он обладал своими собственными, новыми структурами, которые были четко определены корпоративным статусом: первоначальная цель заключалась в том, чтобы расширить свое образование, отметить конец детства и приобрести и отточить социальную благосклонность; однако со временем досуг и развлечения становились все более важными. С одной стороны, это создало дифференцированную парадигму путешествия «как искусство». С другой стороны, поиск развлечений и удовольствий предполагал элемент путешествия как самоцель. Классический гранд-тур длился от одного до трех лет. Маршрут, последовательность и контакты, не говоря уже об образовательной программе, были продуманы до мелочей. Аристократы путешествовали со свитой конных, наставников, наставников, протеже, домашней прислуги, кучера и другого персонала. Они обеспечивали безопасность, комфорт, образование, присмотр и удовольствие в соответствии с их специализированной сферой ответственности.

Из Англии путешествия пошли, например, во Францию ​​и Италию. Поездки по классическим местам Италии представляли собой кульминационный момент путешествия, но были посещены и крупные города в других странах: Лондон, Париж, Амстердам, Мадрид, Мюнхен, Вена и Прага имели значительную притягательную силу. Во время тура молодые аристократы посещали королевские дворы и аристократические поместья, в конце концов, одной целью было научить их надлежащему этикету и социальным благам на практике. Дворяне посещали княжеские аудиенции, учились вести себя при дворе и принимали участие в вечеринках и праздниках.

Таким образом, политические, социальные и профессиональные интересы аристократов определяли направления, но они также отвечали их интересам к искусству, развлечениям и отдыху. Дворяне почти не контактировали с другими классами и социальными группами — социальный надзор со стороны окружения обеспечивал это.

С эпохи Просвещения до XIX века — важный этап в развитии туризма. Путешествие образованного среднего класса имитировало путешествия выдающихся поэтов и философов, например, Жан-Жака Руссо (1712–1778), Шарль Барон де Монтескье (1689–1755), Иоганн Вольфганг фон Гете (1749–1832), Готтхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) и много других. Все они отправились в Италию или Францию ​​в поисках назидания и обсудили знания, полученные за границей, и свой опыт в литературных произведениях, путешествиях и романах о путешествиях. Образовательные поездки расширились за счет включения других слоев населения и более коротких поездок. Люди путешествовали на автобусах, изучали сельскую местность и города, посещали достопримечательности, чтобы непосредственно на месте познакомиться с природой, культурой и искусством и глубже понять их. Наряду с путешествиями представителей среднего класса в поисках образования и искусства, появилась форма путешествий, ориентированная на культуру, промышленность и технологии. Это были поездки по сбору информации, движимые профессиональными интересами и экономическими мотивами. Представители предпринимательских слоев среднего класса отправились во Францию, Великобританию и Германию с конкретной целью узнать о техническом прогрессе и инновациях индустриализации. Их интересовали текущие события в торговле, сельском хозяйстве, промышленности, технологиях и производстве, которые они изучали в прямом контакте с отдельными людьми.

Считается, что «ранняя», «предварительная» или «фаза развития» современного туризма длилась с 18-го века до первой трети 19-го века. На этом этапе туристические поездки оставались ограниченными для меньшинства состоятельной знати и образованных профессионалов. Для них путешествия были демонстративным выражением их социального класса, в котором говорилось о власти, статусе, деньгах и досуге. Выделяются две характеристики: с одной стороны, поиск удовольствий все больше вытесняет образовательные аспекты; с другой стороны, богатые представители среднего класса стремились подражать странствующему поведению знати и высшего среднего класса. Следовательно, аристократы, которые не хотели смешиваться с буржуазией parvenu, искали более эксклюзивные направления и развлечения. Это подтверждается тем фактом, что они с новым энтузиазмом посвятили себя купальному отдыху и поселились в роскошных курортных городах с недавно построенными казино. К ним относятся Баден-Баден , Карлсбад , Виши и Челтенхэм, где жизнь сосредоточена вокруг общественных мероприятий, приемов, балов, скачек, приключений и азартных игр. И здесь дворян «затопили» предприниматели и фабриканты. В ответ они создали социально приемлемую форму отдыха на прибрежных курортах. Британская аристократия наслаждалась Брайтоном и Лазурным берегом или зимовала на Мальте, Мадейре или Египте.

Основы современного туризма

В контексте истории туризма термин «вводная фаза» относится ко всем разработкам, структурам и инновациям в современном туризме в период с первой трети XIX века до примерно 1950 года. У этого была своя собственная «начальная фаза», которая просуществовал до 1915 года. В этот период начался всеобъемлющий процесс, характеризуемый прототипическим подъемом культуры путешествий среднего класса и ее формированием, популяризацией и диверсификацией. Он подготовил почву для массового туризма, узнаваемого современными концепциями проведения досуга. Развитие происходило эпизодически и основывалось на ряде меняющихся социальных условий и факторов. Самыми важными, несомненно, являются не только прогресс индустриализации, демографические изменения, урбанизация и революция в области транспорта, но также улучшение социальных и трудовых прав, рост реальных доходов и связанные с этим изменения в потребительском спросе.

Еще в начале XIX века открытие транспортной системы Центральной Европы привели к огромным изменениям, которые действительно заслуживают названия «революционное развитие». Это также улучшило мобильность туристов и создало новые тенденции. Краткосрочные и однодневные поездки стали популярными и основывались на современных достижениях транспортных технологий. Паровое судоходство началось в Шотландии в 1812 году; непрерывное использование пароходов на немецких водотоках последовало в 1820 году, а в 1823 году Швейцария получила свой первый пароход на Женевском озере. Железные дороги также повысили мобильность. Первые участки пути были открыты в Англии в 1825 г., во Франции в 1828 г., в Германии в 1835 г., в Швейцарии в 1844/1847 г. и в Италии в 1839 г. Однако использование железной дороги и популяризация туристических маршрутов и направлений началось несколько позже. с введением горных железных дорог в конце 19 века. Железная дорога Вицнау-Риги в Швейцарии была первой горной железной дорогой в Европе в 1871 году. Новые транспортные средства позволили не только увеличить пропускную способность, но и снизили стоимость проезда. Более того, путешествия на корабле и поезде расширяют поле зрения туристов, вызывая отчетливую форму «панорамного» восприятия (т. е. Фон заменяет передний план в качестве центра внимания) и поощряет интерес к письму о путешествиях.

Это правда, что железная дорога создавалась не для развития туризма. Однако с середины 19 века последние использовали удобство железнодорожного транспорта в своих целях. Поэтому железная дорога по праву считается повивальной бабкой в ​​зарождении современного массового туризма. Следует все же помнить, что туристические поездки оставались прерогативой привилегированных слоев населения. Это путешествие действовало как форма самотерапии среднего класса, отстранение среднего класса от его существования в тени старого аристократического мира с целью познания современности через парадигматический опыт. Прошло еще столетие, прежде чем нижний средний средний класс и рабочий класс смогли отправиться в отпуск. Сначала им приходилось довольствоваться однодневными поездками на поезде и корабле, чтобы ненадолго сбежать из города. Основными практиками туризма среднего класса были семьи производителей и торговцев, образованные специалисты, работающие в государственной бюрократии, школах и университетах, а также новые «внештатные профессии», в том числе писатели, журналисты, юристы, художники, которые могли сделать первые шаги из корпоративного общества. Начиная с 1860-х годов появились заметные признаки популяризации. Путешествие стало формой массового движения и ответом на желание расслабиться среди широких слоев населения после наступления индустриализации и урбанизации.

Ряд учебных материалов, рулевых механизмов, нововведений и форм праздника 19 века был разработан для путешествий и отдыха среднего класса. Путеводители и путеводители в форме туристической литературы приобретают все большее значение; этот тип текста 29 не следует недооценивать — они имели свои предшественники в 18 веке и создавали туристические направления и представления. Что касается производства и продаж, Карл Бедекер (1801–1859) достиг наибольших успехов как автор немецких путеводителей 19 века. Он основал свое издательство в 1827 году и выпустил серию путеводителей с надежным, хорошо проработанным содержанием. Их стандартизованный формат позволял читателю быстро и легко находить рекомендации и советы; книги разработали свой собственный способ передачи информации. «Бедекер», однако, содержал больше, чем информацию и рекомендации; издатель определил стиль путешествия и туристические достопримечательности, которые стоит посетить: действительно, туристические достопримечательности вскоре стали туристическими обязательствами; осмотр достопримечательностей стал необходимостью. Джона Мюррея (1808–1892) лондонское издательство преследовало аналогичную цель; в 1836 г. он успешно выпустил «Красную книгу» — первый путеводитель по Голландии , Бельгии и Рейнской области . Путеводители с их собственной нормативной дидактикой занимают место в интересной истории функционального письма.

Бум массового туризма в XIX веке

Организованный групповой отдых по цене «все включено», снижающей расходы путешественников, был нововведением 1840-х годов. Томас Кук (1808-1892) , блестящий предприниматель из Англии, считается их изобретателем 35 и, таким образом, пионером коммерциализированного массового туризма. Его первый отпуск по системе «все включено» в 1841 году унес 571 человек из Лестера.в Лафборо и поставлял как еду, так и духовую музыку. С 1855 года Кук предлагал отдых за границей с гидом, например, в 1863 году в Швейцарии. Они обслуживали смешанную клиентуру, от глав государств и принцев до средних представителей среднего, нижнего среднего и рабочего классов. Кук, вдохновленный ясными социально-политическими мотивами, хотел использовать воскресные экскурсии, чтобы выманить рабочих из нищеты и алкоголизма городов в сельскую зелень. Он добился большего успеха с недорогим отпуском по системе «все включено», часто в зарубежных странах, для среднего класса. Внедрение им ваучеров на отели и туристических буклетов было в высшей степени новаторским.

Роль Кука как первопроходца в массовом туризме широко известна. Он оказал влияние на туристические агентства, открывшиеся позднее в Германии, прежде всего на те, которые связаны с именами Ромингера ( Штутгарт , 1842 г.), Шенкер и Ко (Мюнхен, 1889 г.) и братьев Станген ( Бреслау , 1863 г.). Карл Станген (1833–1911) организовал отпуск по Европе, затем с 1873 года в Палестину и Египет, а затем распространил их на весь мир в 1878 году. За этот период туристическое агентство смогло зарекомендовать себя как специализированное учреждение. Он направил все более высокие требования к расслаблению и разнообразию среди более широких социальных слоев: с 1860-х годов путешествия стали разновидностью «народного движения», которое распространилось по всему обществу.

Открытие Альп для туристов был не менее важным событием 19 века. Этому предшествовала близость к природе, приобретенная под влиянием эпохи Просвещения и романтизма. В результате образовалась стая, которую вскоре назвали туристами, состоящую из исследователей, дворян, художников, художников, писателей и других представителей образованных классов, а также из быстрорастущего среднего класса, последовавших за Альбрехтом фон Галлером (1708–1777)., Гораций-Бенедикт де Соссюр (1740–1799) и Руссо в их поисках естественной красоты и гор. Эта романтика альпийскогогармония заменила средневековый страх перед горами и в 19 веке подверглась «туристизации». Этот процесс продвигали две группы — аристократия и новый средний класс. Пионерами были увлеченные британские альпинисты, которые занимались эксклюзивным видом спорта в Швейцарии, взбирались на вершину и поощряли развитие инфраструктуры (строительство отелей, альпийских хижин, горных железных дорог, англиканских часовен и т. д.)

Альпинистские ассоциации, основанные по всему континенту, первыми начали. Примечательно, что первым был Альпийский клуб (1857 г.) в Лондоне, за ним последовали Австрийский Альпенферайн (1862 г.), Швейцарский Альпенклуб (1863 г.), Итальянский клуб Альпино (1863 г.) и Немецкий Альпенферайн.(1869). Большинство этих последующих ассоциаций ставили перед собой более широкие цели, чем британский клуб, который предпочел остаться аристократической спортивной организацией. Вскоре альпинистские ассоциации приобрели популярность, хотя и были несколько консервативными, и их влияние было огромным. Они выпускали отчеты клубов, альманахи и путеводители по маршрутам, в то время как количество членов значительно увеличилось, а инфраструктура (отели, хлеб и завтраки, хижины, путеводители, дорожки и канатные дороги) была расширена. Ассоциации альпинистов и их отделения вскоре стимулировали массовое альпинистское движение среднего класса, которое первоначально сосредоточилось в Швейцарии. 39 Возникла тенденция к тому, что движение все в большей степени охватывало низшие социальные классы, на рубеже веков наконец включив пролетарские туристические ассоциации, такие какNaturfreunde («Друзья природы» — Вена, 1895 г.), а позже — свободно связанные организации Der Wandervogel («Перелетная птица» — Берлин , 1905 г.). Таким образом, увлечение альпинизмом подверглось сначала «буржуазизации», а затем «пролетариатизации». Этот ранний социальный туризм характеризовался новым коллективным духом, смешанным с некоммерческими элементами, которые считались предшественниками «мягкого туризма». Это сочетается с различными формами общения, осознанным уважением к окружающей среде и вниманием к местному населению, сельской местности и культурным ценностям.

Отпускные обычаи в межвоенный период

Развитие туризма в 20 веке можно разделить на несколько периодизаций. Обычно и правдоподобно выделять «фазу развития» между 1915 и 1945 годами. Это касается стагнации туризма в результате Первой мировой войны, а также переходных процессов, которые постепенно приобретали значение. Этому предшествовал период роста, когда, например, количество проживающих в отелях или других формах размещения в Германии выросло примерно на 471 процент между 1871 и 1913 годами, что в семь раз быстрее, чем уровень роста в Германии. Население. 42 Основная часть из них принадлежала к верхнему среднему классу, а вскоре и ко всему среднему классу, который перебрался на недавно открытые прибрежные курорты на севере и Балтийского моря, а также на бальнеологические, оздоровительные и игорные курорты. По сравнению с британцами-первопроходцами немцы отправились в отпуск на купание относительно поздно, и поначалу по состоянию здоровья, а позже — к общению и отдыху. Однако они становились все более популярными, о чем свидетельствует развитие известных мест, прибрежных курортов и пляжей. Утрата былой исключительности и переход к развлечениям и развлечениям означали рост социальной доступности, тогда как, например, новый горнолыжный и зимний туризм сохранил свою шикарную клиентуру на рубеже веков.

Доминирующим мотивом путешествий и отпусков после 1900 года было выздоровление. Однако только те, кто занимается интеллектуальной работой, имели установленное право на отдых; это право было распространено от дворян, представителей среднего класса и высокопоставленных бюрократов до предпринимателей, торговцев, бюрократов среднего звена, белых воротничков и учителей. Без сомнения, это было связано с регулированием отпусков в рамках юридических соглашений о заработной плате. До 1900 года в большинстве европейских стран не было строгих прав на отпуск: за исключением нескольких новаторских случаев, оплачиваемый отпуск продолжительностью более одного дня стал законодательно закреплен только после Первой мировой войны. В Германии Reichsbeamtengesetz 1873 г., в котором были изложены условия найма государственных служащих (Beamte), было началом. Сначала это относилось только к государственным служащим, а праздники для других служащих оставались исключением до Первой мировой войны, становясь возможными только после нее, например, в Австрии через Arbeiterurlaubsgesetz (Закон о рабочих отпусках) 1919 года. имело место в Швейцарии: отпуск государственных служащих федеральной администрации впервые стал предметом регулирования в 1879 году, но был установлен как законное право только в 1923 году. В промышленности право на отпуск было предоставлено гораздо позже. Например, из 100 швейцарских фабрик в 1910 году только 11,9% предоставляли своим работникам оплачиваемый отпуск; к 1944 году эта цифра выросла до 87,9 процента. 45Право на отпуск, закрепленное сегодня в контрактах на нормальную работу, является достижением 20-го века. В Швейцарии это право не регулировалось единообразно. В разных кантонах ситуация развивалась независимо, хотя с 1930-х годов стали важны коллективные трудовые договоры; одна оплачиваемая неделя была обычным делом. Только после 1945 года большинство кантонов распространило свои законы об отпусках на всю рабочую силу. Германия не принимала общий закон о правах на отпуск до 1963 года.

Одной из новаторских форм отдыха, в которую также стали входить семьи с детьми, стало «летнее уединение». С 1870-х годов этот термин, впервые использованный в 1836 году, относился к практике отдыха среднего класса, практикующие искали отдых в сельской местности в качестве альтернативы морскому побережью летом.

Сначала представители низшего среднего класса и рабочий класс не могли позволить себе летнее уединение с семьей, в то время как воскресные экскурсии стали обычным явлением для семей среднего класса до 1914 года — они постепенно распространялись на все выходные, а затем и на несколько дней.

После кризиса Первой мировой войны летний отдых предлагал простой, здоровый и экономичный отдых, который с 1920-х годов был доступен для служащих и рабочих с низкими доходами. Любовь к сельской местности и стремление к простоте сельской жизни, вдохновленное критическим взглядом на город, предпочтительно в красоте невысоких горных хребтов, кажется, указывает на сугубо немецкое разнообразие летнего отдыха, которое отличалось от поездок в Скандинавию или Русские дачи или дачи.

Присутствие людей на летних каникулах оставило после себя первые следы туристической инфраструктуры, например, обозначение пешеходных маршрутов и строительство гостевых домов, домов, лесных ресторанов, смотровых вышек и возможностей для отдыха.

Между 1933 и 1939 годами национал-социалистический режим в Германии принес новые импульсы, увеличив количество поездок и отпусков, направленных на массы. Эти разработки преодолели когда-то, по сути, характер путешествий среднего класса, создав социальный или популярный туризм, характеризующийся государственной организацией отдыха и рекреации. Само собой разумеется, что туризм служил политической системе и национал-социалистической идеологии. Заметны различные этапы и поэтапная модель использования нового туризма, что дает наглядный урок неотъемлемой способности тоталитарного режима использовать туризм в политической сфере. В Третьем рейхе зародился массовый туризм. Для историка туризма эта форма отдыха, направляемая сверху, характеризовалась претензией на демократизацию от имени общей рабочей силы, народности. Гитлер хотел подарить рабочему удовлетворительный отпуск и сделать все, чтобы этот отпуск и остальное его свободное время принесли ему истинное оздоровление.

Национал-социалисты реализовали эту цель путем создания организации по организации отдыха — Nationalsozialistische Gemeinschaft Kraft durch Freude («Сила национал-социалистической ассоциации через радость» — KdF) и министерства Reisen, Wandern, Urlaub («Путешествия, туризм, отдых «- RWU), оба из которых были в подчинении партии. Во избежание сопротивления социальным преобразованиям рабочие сначала получали отпуск от трех до шести дней в году. С 1937 года у большинства наемных работников было от шести до двенадцати выходных дней в году и могли воспользоваться новыми, очень дешевыми возможностями для отдыха и путешествий: пешеходные экскурсии, поездка на поезде, круизы с проживанием и питанием приобрели большую популярность. Об этом свидетельствуют рекордные статистические данные, свидетельствующие о беспрецедентном буме путешествий: 2,3 миллиона поездок, совершенных в 1934 году, выросли до пяти миллионов в 1935 году, 9,6 миллиона в 1937 году и 10,3 миллиона в 1938 году. За шесть лет до начала войны, 43 миллиона путешествий, круизов и пешеходных экскурсий были проданы по низким ценам, с которыми невозможно было конкурировать, например, семь дней в Норвегии за 60 рейхсмарок или 18 дней на Мадейре за 120 рейхсмарок.

Расширение туризма и глобализация

Последний этап охватывает развитие туризма в послевоенный период до настоящего времени. В зависимости от точки зрения, это вершина туризма или фаза практики и консолидации. Это оправданные ярлыки для сочетания строительства и обновления инфраструктуры того периода, потоков туристов и отдыха как общей формы отдыха: действительно, более За последние несколько десятилетий туризм стал важной отраслью мировой экономики и отличительной чертой современных индустриальных стран. Туризм пересекает границы: пространственные, временные, социальные и культурные. Это его общий знаменатель. Существует мнение, что огромный бум в послевоенный период был связан с экономическим ростом, техническим прогрессом, высоким уровнем конкуренции и созданием новых направлений и стилей путешествий. На этом фоне следует рассматривать рост рекреационной мобильности среди широких слоев общества. Этот бум вызвали различные факторы, в том числе рост благосостояния, урбанизация, беспрецедентное строительство транспортных и коммуникационных сетей, а также увеличение количества свободного времени в результате сокращения рабочего дня, которые повлияли на социализацию.

Однако этот рост туризма после войны происходил медленно, и в Германии, Австрии и Швейцарии оставались ограниченными внутренними направлениями. В Западной Германии только в 1953 году количество мест для отдыха не достигло довоенного уровня; Значительное увеличение доли подростков и взрослых, ежегодно отправляющихся в отпуск, произошло только в течение и после 1960-х годов: с 28 процентов (1962 год) до 58 процентов (1980 год), более 65 процентов (1987 год) и 70,8 процента, то есть Показатели в Западной Германии были средними по сравнению с другими европейскими странами. В этом, наряду с профсоюзными органами, участвовали праздничные организации и туристические агентства, а также крупные туристические компании, значение которых приобретало все большее значение. Субсидируемый «социальный туризм» для семей и молодежи, который помогал малообеспеченным слоям населения отправиться в отпуск, был заметной тенденцией в нескольких странах. Социальную политику, праздничные фонды, субсидии, благотворительные организации и целые лагеря отдыха и деревни для рабочих и служащих с низким доходом можно найти во Франции 63, Австрии, Германии 64 и, прежде всего, в Швейцарии.

Пик европейского туризма начался в 1960-х годах: в ответ на экономическую ситуацию и стратегические инновации в рыночной экономике коммерческие туроператоры и туристические компании изменили характер конкуренции, предлагая все более дешевые предложения, продвигая ее в направлении массового туризма, внедряя новые направления и способы отдыха. Здесь туризм создал свои собственные структуры и второстепенные системы. Было создано множество туристических агентств и туристических организаций, в то время как универмаги также предлагали пакетный отдых, например, Neckermann в Германии с 1963 года и Jelmoli в Швейцарии с 1972 года. Замена автобусных и железнодорожных путешествий поездками на автомобиле и прицепе, а затем и самолетом , предоставил мощный стимул. Чартерный туризм занял процветающий сектор рынка и зарекомендовал себя с дешевыми предложениями для отдыха за границей. Иностранный туризм сначала затронул соседние страны, а затем и более отдаленные направления — Австрия и Швейцария были популярны среди немецких отдыхающих, но позже Италия и Испания приобрели все большее значение: примерно с 1970 года поездки за границу явно составляли большинство; тенденция к отдыху за границей в последнее время даже усилилась. В целом число подростков и взрослых, отдыхающих за границей, выросло более чем в три раза за 40 лет до 1991 года — с девяти до 32 миллионов.

Однако исследователь должен различать разные уровни интенсивности этого бума в разных европейских странах. Для этого нужно посмотреть на частоту, формы поездок, тенденции и направления, а также на бесчисленные статистические данные и исследования рынка, результаты которых указывают на социальные и культурные традиции отдыха. В середине 1970-х годов от 70 до 80 процентов взрослого населения Скандинавии уезжали в отпуск, в то время как в Великобритании, Нидерландах и Швейцарии этот показатель составлял 60 процентов, а в Италии — около 25 процентов. На этом этапе преобладал иностранный туризм, и многие курорты и пляжи на Средиземном море и в регионах недавно открывшихся альпийских стран стали магнатами для отдыхающих, которые впоследствии превратились в опорные пункты туризма. Что касается предложения, инфраструктура подверглась интенсивному строительству: некоторые альпийские деревни (Санкт-Мориц, Церматт, Лех) были полностью преобразованы в туристические и горнолыжные курорты; сельские провинции (Прованс, Лазурный берег, Тироль), города (Венеция, Зальцбург), прибрежные районы (на Адриатическом море, Кения) и острова (Майорка, Родос, Мальдивы, Зильт) все чаще превращаются в зоны отдыха, курорты и комплексы.

Однако увеличение туристического потока намекает на еще одну социальную и структурную экспансию, влияние которой усиливается с 1990-х годов. Отдых и путешествия становятся доступными для все более широких слоев населения; не только «традиционные» отдыхающие — то есть государственные служащие, белые воротнички, выпускники и городские рабочие — получили выгоду. Сельское население и социальные группы, определенные по возрасту и полу (женщины, одиночки, пенсионеры), воспользовались преимуществами туризма, о чем свидетельствуют конкретные продукты, адаптированные к их различным потребностям. Это подчеркивает центральную характеристику современного туризма — диверсификацию и специализацию в результате глобализации. . Это соответствует явно необузданному потенциалу туризма, несмотря на то, что за последнее десятилетие произошло незначительное структурное развитие и что туристические вкусы и поведение были достаточно стабильными после Второй мировой войны, хотя и с некоторыми изменениями в акцентах.

С одной стороны, этому мнению противоречит институт «клубных праздников», таких как «Club Méditerannée» (1955), «Club Soleil» (1966), «Robinson Club» (1970), «Club- Aldiana »(1973) и другие, которые очень успешно претворяют в жизнь свои собственные формулы и философию отпуска. С другой стороны, все большее значение приобретают искусственные праздничные миры в виде парков развлечений и тематических парков:  Диснейленд, Европа-парк, Порт Авентура, Сан-Сити и многие другие ежегодно посещают десятки миллионов человек, и их количество до сих пор неуклонно растет. Они состоят из постмодернистских псевдособытий, смоделированных миров и гипер-реальностей, которые туристы усваивают как приключения, развлечения, игры и соревнования, несмотря на то, что посетители видят их искусственность. Такие эмпирические конструкции приходят и уходят. Для историка туризма это представляет собой сдвиг, который заслуживает внимания в связи с его систематическим характером: традиционное туристское потребление символов (достопримечательностей, других миров) было расширено или заменено насыщенной опытом культурой развлечений, которая является частью новой способ познания мира. Это имеет глобальные характеристики; он разрушает границы путем мутации и, таким образом, движется к глобализированной системе со специфическими, все более взаимозаменяемыми формами и способами переживания. Только время покажет, какие структуры вырастут из этого инновационного потенциала.

Библиография

Баузингер, Герман: Безграничный взгляд на современный туризм, в: Герман Баузингер: Культура путешествий: От паломничества к современному туризму, Мюнхен, 1991, стр. 343-353.

Бреннер, Питер Дж.: Путешествие в немецкой литературе: обзор исследования как предварительное исследование жанровой истории, Тюбинген 1990 г. (Международный архив социальной истории немецкой литературы, специальный выпуск 2).

Бриллио, Аттилио: Когда путешествие было искусством: С самого начала современного туризма: «Гранд-тур», Берлин 1997 (карманная библиотека Вагенбаха 274).

Горсеманн, Сабина: Учебные материалы и туристические инструкции по использованию: Производство, структура и функции путеводителей, 1995 г.

Гир, Ули: Делимитация через мундиализацию? Процессы динамизации в системе массового туристского потребления, в: Reinhard Bachleitner / Peter Schimany (ред.): Безграничное общество — безграничный туризм ?, Мюнхен и др. 1999 (серия рукописей по науке о туризме 5), стр. 55-66.

Хахтманн, Рюдигер: История туризма, Геттинген 2007 (UT 2866).

Справочник по экономике Швейцарии: издание 1955 г., Берн, 1955 г., т. 1-2.

Хенниг, Кристоф: Страсть к путешествиям: туристы, туризм и культура отдыха, Франкфурт-на-Майне 1997.

Кейтц, Кристина: Путешествие как модель: появление современного массового туризма в Германии, Мюнхен, 1997 г. (ДТВ 2990).

© ТРАВЕЛДОНСтатьи о туризме и путешествиях

Присоединяйтесь к поклонникам путешествий по всему миру, чтобы получать новые интересные статьи об интересных уголках планеты, станьте участником наших групп на Одноклассники или подписавшись на нас в Вконтакте.